Сайт учителя биологии                        7+

Приветствуем

I этап «Будем знакомы»

Визитка команды МБОУ Шатовская СШ на районный сетевой проект «ЮНЭКО»

 

2. Обращение команды к участникам проекта

Дорогие друзья! Мы живем в новом веке, веке развития новейших технологий, которые помогают человечеству развиваться и решать многие проблемы. Это нас радует, но и одновременно пугает, ведь последствия внедрения новых технологий отрицательно сказываются на состоянии нашей Земли. Мы прекрасно видим, что водоемы не славятся своей чистотой, воздух загрязнен, почва истощена и разрушена, продукты питания не всегда экологически чистые, исчезают представители флоры и фауны и.т.д. Не надо наивно надеяться, что это нас не коснется! Живя сегодня, давайте не забывать про будущее, давайте все вместе объединим свои усилия по сохранению наших любимых мест и уголков планеты Земля!

Мы здесь, потому что желаем

Решить много общих проблем.

С призывом защиты планеты

Хотим обратиться ко всем!

3. Знакомство с населенным пунктом

Наше село Шатовка было образовано в середине 50-х годов прошлого столетия. Сейчас это красивое, обильно усаженное зелеными посадками село.

$

В селе имеются два красивых пруда

Центральная аллея особенно красива осенью, когда деревья стоят словно золотые. Поистине – золотая осень!

4. Наиболее важные экологические проблемы нашего села:

- зарастание природных водоемов и загрязнение их берегов некультурными жителями нашего села

- загрязнение территории села бытовыми отходами

5. Название команды:

Мы представляем особый отряд

Собрал он активных, пытливых ребят!

Мы потрудиться с желаньем не прочь

Своими делами природе помочь!

Мы – группа команды ОНЕГА:

Ответственные! Надежные! Единые! Гуманные! Активные!

Бережем, храним и любим природу

И в целом мы позитивные!

6. Возраст команды: 11 – 14 лет, ученики 5 – 8 классов.

7. Состав команды:

Капитан команды: Биткина Ирина, ученица 8 класса;

Фотограф: Юлин Егор, ученик 6 класса;

Оператор: Исаева Полина, ученица 7 класса;

Монтер: Лаврентьев Алексей, ученик 7 класса;

Редактор: Гребнева Дарья, ученица 7 класса.

Художники: Курлышева Виктория, Трутнева Кристина, Шмайкина Виктория

9. Наш девиз

Мы не ленивы и не капризны

Мы действуем строго под нашим девизом:

«Мы не хотим стоять в стороне,

Мы – за порядок на нашей Земле!»

10. Эмблема команды

11. Наш слоган

«Все связано со всем», «За все нужно платить»! Законы Коммонера помогут нам всегда ПРИРОДУ СОХРАНИТЬ!

12. Экологические акции и мероприятия, которыми команда может гордиться.

В Шатовской средней школе

Природу чтят ученики.

К проблемам охраны природы

Давно уже очень близки.

Нашу школу, дом, село родное

Считаем мы частью красивой земли.

Для сохранения нашего дома

Многое сделать мы вместе смогли.

Банки, бутылки в кусты не бросаем

От мусора с радостью все очищаем!

Не вырубаем березы и клены,

Хотим, чтобы мир был живым и зеленым!

Мы проводим множество мероприятий по очистке территории села от мусора.

Сажаем растения, везде убираем

Очищаем воду наших прудов

И каждый из нас постоянно активно

Участвовать в этом всегда был готов.

Постоянно сажаем растения, озеленяем село, производим борьбу с сорняками

Очищаем берега наших прудов от мусора

Производим обрезку кустарников и вырезку лишнего растительного подроста

Проводим просветительские мероприятия, экоуроки, создаем плакаты, буклеты

13. Гипотеза о роли проекта:

Мы надеемся, что участие в данном проекте повысит экологическую культуру школьников, разовьет их экологическое мышление, повысит уровень экологических знаний, будет способствовать формированию ответственности за свои поступки и их последствия. К тому же проект научит нас творчески работать, общаться между собой и сообща решать многие проблемы.

Куратор команды: Желтова Альбина Владимировна, учитель биологии, экологии, географии.

Коллаж на тему "Сохраним нашу природу!"

IV этап "Я исследователь"

Тема исследования: "Химический состав и свойства цитоплазмы растительных клеток"

Цель: определить химический состав растительных клеток и познакомиться с некоторыми свойствами цитоплазмы.

Задачи:

  1. Познакомиться с литературой по теме исследования.
  2. Освоить методику проведения экспериментов по обнаружению в клетках органических веществ.
  3. Научиться выполнять простейшие опыты по исследованию явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках.
  4. Объяснить полученные результаты и сделать необходимые выводы.

Гипотеза исследования: если использовать простейшие опыты, то можно обнаружить органические вещества в клетках растений и получить разные формы плазмолиза.

Объект исследования: временные микропрепараты растительных клеток кожицы чешуи лука, растительные объекты.

Предмет исследования: химические вещества, входящие в состав клетки, влияние растворов солей на свойства цитоплазмы клеток.

Результаты работы:

Исследование 1: Обнаружение органических веществ в растительных клетках

А) Определение крахмала в клетках клубня картофеля.

В клетках клубня картофеля мы обнаружили большие зерна крахмала округлой формы. Это говорит о том, что в клетках есть органические вещества – углеводы.

Б) Определение клетчатки в клетках пленки лука.

Мы обнаружили, что оболочки клеток пленки лука содержат углевод клетчатку.

В) Определение в клубнях картофеля фермента пероксидазы.

Вывод: в клетках сырого картофеля присутствует фермент пероксидаза (белок), расщепляющий перекись водорода на воду и кислород.

Кроме этого, мы выполнили простейший опыт с мукой. Взяли немного муки, смочили водой и скатали небольшой шарик: получилось тесто. Мука склеилась за счет того, что в ней содержится белок клейковина.

Г) Обнаружение жира в растительных клетках.

Вывод: на бумаге оказалось жирное пятно, следовательно в клетках растений есть жиры.

Исследование 2. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

Виды исследований:

А) Влияние ионов калия и кальция на форму плазмолиза

Б) Наблюдение колпачкового плазмолиза

В) Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы

Результаты и выводы: В растворе нитрата калия быстро наступает выпуклый плазмолиз, а в растворе нитрата кальция медленно наступает вогнутый плазмолиз, а выпуклый плазмолиз мы вообще не наблюдали. Это объясняется тем, что ион калия уменьшает вязкость цитоплазмы, способствуя ее отделению от клеточной стенки, вследствие чего возникает выпуклый плазмолиз. Ион кальция, напротив, повышает вязкость цитоплазмы, увеличивая силы ее сцепления с клеточной стенкой, что вызывает вогнутый, а затем преимущественно судорожный плазмолиз. Роданид калия способствовал быстрому образованию колпачкового плазмолиза. Данное явление мы зарисовали.

 

Деплазмолиз. Мы заменили гипертонический раствор дистиллированной водой и продолжили наблюдения.

Вывод: плазмолизированные клетки остались живыми, т.к.клетка провела в таком состоянии короткое время. При помещении живой плазмолизированной клетки в воду произошел деплазмолиз — клетка возвратилась в состояние тургора и приобрела нормальный вид.Деплазмолиз происходит медленнее, чем плазмолиз.

Выводы:

  1. Изученная литература по данной теме позволила многое узнать о химическом составе и свойствах цитоплазмы растительных клеток, таком явлении как плазмолиз и деплазмолиз.
  2. Практическое исследование растительных объектов позволило нам убедиться в том, что клетки имеют большой запас органических веществ.
  3. Явление плазмолиза могут вызывать различные ионы химических веществ, причем, разные ионы по – разному влияют на это явление. Плазмолиз зависит от вязкости цитоплазмы, отрицательно влияет на физиологическое состояние клетки, может вызвать ее гибель. Однако, если он длится недолго, то можно вернуть клетку к жизни, вызвав явление деплазмолиза.
  4. Цитоплазма растительных клеток очень чувствительна к проникновению солей различных металлов, поэтому загрязнение окружающей среды различными химическими веществами может в природе вызывать у растений в клетках явление плазмолиза, что нарушит ее жизнедеятельность и приведет к ее гибели.
  5. Наша гипотеза подтвердилась: действительно, используя простые опыты можно легко обнаружить химические вещества в клетках и пронаблюдать явление плазмолиза цитоплазмы

Практическая значимость: Мы считаем, что данная работа имеет практическую и теоретическую значимость: результаты нашей работы обобщают информацию о химическом составе и некоторых физиологических функциях клетки и могут быть использованы учителем биологии на уроках, внеурочных занятиях и т. д.

 

Презентация

 

V этап "Хочу вам сказать"

В этом году наша команда Шатовской Средней школы «ОНЕГА» приняла участие в районном конкурсе биологических проектов под названием «ЮНЭКО».

Данный конкурс объединил всех участников вокруг важнейших экологических проблем. Мероприятие проводилось в несколько этапов. Мы с нетерпением ждали задания очередного этапа, каждый из них был по- своему интересный и в то же время сложный.

Но, не смотря, на все эти испытания нам удавалось находить компромиссные решения. Каждый из участников мог проявить себя и выдвинуть свою точку зрения.

Более того мы узнали много нового о проблемах окружающей среды, углубили свои знания, научились правильно использовать интернет-ресурсы.

Самым интересным на наш взгляд был экспериментальный конкурс «Я - исследователь». Мы почувствовали себя настоящими исследователями, проводя опыт, направленный на обнаружение химических веществ в клетках, а также явление плазмолиза в цитоплазме. А как было интересно выполнять творческие задания! Теперь мы знаем, что такое Облако, умеем создавать разнообразные коллажи, которые обязательно будем создавать для наших близких и родных с целью повышения у них настроения!

Участие в конкурсе «ЮНЭКО» это, прежде всего, огромный опыт и необходимые знания о проблемах экологии, которые существуют в настоящее время.

Хочется сказать огромное спасибо организаторам, а именно, И. А. Конкину за такой увлекательный и познавательный проект! Было очень приятно работать!

Всем командам желаем удачи, а самым достойным - победы!

 

 

 

 

 

 

 

вас на проекте