Сайт учителя биологии                        7+

I этап «Будем знакомы»

Визитка команды МБОУ "Березовская СШ" на районный сетевой проект «ЮНЭКО»

1.Карта Арзамасского района с указанием д. Березовка

2.Обращение команды к участникам проекта

Здравствуйте, уважаемые участники проекта! Вас приветствует команда МБОУ «Березовская СШ» Арзамасского района. Мы, участники сетевого проекта, считаем Вас своими единомышленниками, поскольку Вам, как и нам, не безразлична природа родного края. Экология для всех нас стала - не наукой, а частью души! Воздействие на природу сильно возросло, необходимо применять срочные меры по ее охране. Неправильно думать об экологии в глобальных масштабах. Каждый из нас должен не просто созерцать красоту природы, а принимать конкретные меры по ее охране в том месте, где живет. Именно то место, где мы живем - это наш родной дом! Сохранив свой дом, мы сможем сохранить нашу планету и само существование человека на планете! Участие в проекте позволит нам поделиться опытом работы в данном направлении. Пожелаем друг другу удачи!

3. Знакомство с населенным пунктом

 

4. Наиболее важные экологические проблемы нашего села

Загрязнение реки Теша предприятиями и человеком

Мусор и свалки в д. Березовка

Загрязнение воздуха автотранспортом и предприятиями

5. Название команды.

6. Возраст команды, класс.    

15-16 лет,  8-9  класс

7. Состав команды:

капитан команды – Рычагов Даниил, помощник капитана - Моторина Дарья

фотограф – Вахрамова Ирина,

оператор – Тютенко Даниил,

монтер – Ирхина Анна,

редакторы – Дормидонтова Елена, Петрова Дарина

сила команды - Самарцев Евгений, Бобыкин Иван

8.Фото  команды.

9.Наш девиз: 

"Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!"

10.Эмблема команды:

11. Наш слоган:

"Чистую планету

Нам нужно сохранить,

Ведь на планете этой

Нам долго ещё жить".

12. Экологические акции и мероприятия, которыми команда  может гордиться:

- изучение  предметов "Экология" и "Биология", участие в конкурсах;

- сбор макулатуры;

- участие в исследовательской работе экологических проблем родного края;


- участие в экологических акциях, очистка берегов реки Теша, очистка деревни  Березовка от мусора;

- работа экологического отряда на базе пришкольного лагеря

13. «Гипотеза о роли проекта» .

Проект поможет:

- повысить теоретические знания по экологии;

- перенять новый практический опыт по охране природы родного края;

- пополнить свои знания по  методике  исследования природных объектов;

- осуществить экологические исследования, вызвавшие наибольший интерес;

- пополнить список проведенных экологических акций;

- выпустить экологические буклеты;

- провести  агитационные просветительские экологические мероприятия;

- получить опыт работы в сетевом проекте, повысить уровень информационной культуры всех участников проекта;

- расширить круг общения учащихся и учителей;

- получить позитивные эмоции от общения, участия, обучения и проделанной работы.

14.  Организаторы проекта:

Пасухина Ирина Александровна, учитель биологии;

Фролова Анна Юрьевна, учитель географии и экологии;

Панькина Ольга Евгеньевна, учитель химии.

 

Желаем удачи всем участникам проекта!

 

2 этап "Эко-эрудит"

Творческое задание: облако на тему "Экология"

3 этап конкурса "Виртуальный маршрут с Красной книгой"

Творческое задание: фото-коллаж на тему "Растения Красной книги"

 

4 этап конкурса "Я - исследователь"

Тема работы: Оценка уровня загрязнения снегового покрова в различных условиях антропогенной нагрузки Арзамасского района

Цель: исследовать степень загрязнения снежного покрова на территории Арзамасского района методом биоиндикации с помощью проростков кресс-салата.

Задачи:

1) Определить концентрацию твердых загрязнителей снегового покрова в местах исследования;

2) Изучить степень загрязнения талой воды с помощью кресс-салата;

3) Провести анализ снега на кислотность и соединения азота;

4) Определить влияние pH и ионов аммония на прорастание кресс-салата;

5) Дать оценку экологического состояния исследуемой местности.

Предмет исследования: качество талой снеговой воды.

I – контрольный участок – Дендрарий Арзамасского мехлесхоза;

II участок – Полигон ТБО;

III участок – территория вблизи работающей на газе котельной в д. Берёзовка;

IV участок – район «Арзамасского машиностроительного завода».

Объект исследования: кресс-салат (Lepidium sativum L.) – вид, чувствительный по биологическим качествам к экологическому воздействию.

Гипотеза исследования: вероятно, самым грязным является снег, взятый в районе полигона ТБО, так как там складируются все отходы г. Арзамаса и Арзамасского района.

Результаты работы: Сбор материала и его обработка проводились согласно методикам описанными Колбовским Е.Ю и Ашахминой Т.Я. Кислотность и концентрацию ионов аммония в исследуемых пробах талой воды измеряли с помощью немецкой тест-лаборатории компании JBL.

Пробы снега

Бумажные фильтры с осадком

Взвешивание фильтров

Проращивание семян кресс-салата на талой воде из исследуемых районов показало достоверные отличия во всех вариантах опыта по сравнению с контролем. 

Проращивание кресс-салата

    

 Измерение длины проростков     

Измерение pH и Ammonium (NH4) талой воды исследуемых районов

 Самые низкие значения энергии прорастания и всхожести установлены в районе АМЗ (№ 4), разница с контролем составляет 47,7% и 70,1% соответственно, что говорит о высоких токсических свойствах талой воды на этом участке. В районе полигона ТБО токсичность снега ниже по сравнению с IV-м участком, однако, посевные качества семян кресс-салата ниже контрольных значений почти в 2 раза. Семена, пророщенные на воде из района № 3 (район котельной) по всхожести (93,5%) незначительно отличались от контрольного варианта (98,5%), а вот дружность прорастания оставалась невысокой (55,5%). Следовательно, в районе котельной токсичность снега значительно ниже. Установлено, что длина побеговой системы (надземной части) проростков кресс-салата (5,4 см), выросших на талой воде контрольного участка, достоверно превышает по этому показателю проростки, развивавшиеся на воде из опытных участков №2 (3,4 см) и №4 (2,1см). Самыми низкими оказались проростки в варианте № 4 (участок АМЗ), очевидно здесь наиболее загрязнён снеговой покров. Однако талая вода с территории котельной спровоцировала усиленный рост побегов (6,7 см) по сравнению с проростками, выросшими на контрольной воде (5,4 см соответственно). Возможно, это произошло из-за повышенного содержания в снеге аммония (0,4 мг/л) – важного питательного вещества для растений. На этом участке сжигаются и утилизируются биологические отходы в процессе убоя скота. В соответствии с градацией в пробах №1, 3 – всхожесть составила более 90%, что говорит об отсутствии загрязнения. В пробах снега №2 всхожесть составила 47,5%, что говорит о среднем загрязнении на этом участке. Наименьшая всхожесть - в районе АМЗ (28,4%), что говорит также о среднем уровне загрязнения, хотя близком к сильному. Наиболее губительным для прорастания кресс – салата оказалось смещение значения рН снеговой воды в кислую сторону (5,5) на участке № 4, где минимальные показатели всхожести, энергии прорастания и длины проростков. Наиболее благоприятным для прорастания кресс-салата попало на показатель аммония равное 0,2 мг/л в контрольном районе. Однако максимальная длина проростков кресс-салата обнаружена в районе №3 (Котельная), где показатель NH4 в 2 раза выше, чем в контроле.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

1. доказано, что вес осадка и соответственно концентрация твердых загрязнителей гораздо выше в районах полигона ТБО и АМЗ, чем в контроле (в 6,4 и в 5 раз соответственно).

2. С помощью кресс-салата определено: в пробах №1 и №3 – загрязнение отсутствует. В пробах снега №2 загрязнение среднее. Наибольшее загрязнение в районе АМЗ – близкое к сильному.

3. Снеговая вода первого участка оказалась нейтральной, а второго - слабощелочной. На участках №3 и №4 водородный показатель pH смещён в кислую сторону. Уровень ионов аммония максимальный в районе №3 (Котельная), минимальные показатели в районах №2 и №4.

4. Наиболее губительным для кресс-салата оказалось значение рН снеговой воды – 5,5. Наиболее благоприятен для кресс-салата показатель аммония – 0,2мг/л. Максимальная длина проростков кресс-салата обнаружена при значении NH4 – 0,4мг/л, что в 2 раза выше, чем в контроле.

5. На основании проведённых исследований установлено, что на участках №1 и №3 – загрязнение отсутствует; на участках №2 и №4 – загрязнение среднее.

Практическая значимость исследования:

Исследование снежного покрова позволило выявить загрязнение атмосферы и оценить степень безопасности района для проживания людей, жизнедеятельности растений и животных. Гипотеза подтвердилась частично. Действительно по концентрации твёрдых загрязнителей самым грязным оказался снег, взятый в районе полигона ТБО. Метод же биоиндикации показал самую высокую степень загрязнения снежного покрова за зимний период в районе АМЗ г. Арзамаса.

Презентация: https://cloud.mail.ru/public/2XZW/vBApR13qi

Фотографии с исследования смотрите выше.

5 этап конкурса "Хочу вам сказать..."

И снова здравствуйте! Пришло время высказать свои впечатления, эмоции, ощущения по завершению проекта. 

Ну, что же, поехали!!! Своими впечатлениями делятся с вами участники команды из Берёзовской школы "КОАПП":

Рычагов Даниил, капитан команды: "1,5 месяца - это половина летних каникул!!! Кажется так много, но недели работы на проекте пронеслись очень быстро и незаметно. Я и мои товарищи по команде считали дни в ожидании все новых и новых заданий! Было очень интересно и даже весело! К концу декабря я немного приболел, но очень переживал за проект и всегда интересовался у друзей, как они справляются там без меня. Но ребята молодцы, не подвели команду! Я думаю, мы смогли проявить себя очень хорошо и получим хорошие результаты по итогам подсчета всех баллов" ОЧЕНЬ на это надеюсь и верю!!!!!"

Моторина Дарья, помощник капитана: " Я уже принимала участие в дистанционных конкурсах, где приходилось выполнять разные интеллектуальные и творческие задания в прошлом году. Но в составе целой команды это было впервые и для меня оказалось очень увлекательно. Я очень увлекаюсь биологией, химией и экологией, именно поэтому приняла решение участвовать в этом проекте. И не ошиблась! Мне удалось узнать много нового из области экологии, а так же я смогла научиться сама и, как помощник капитана, помочь другим ребята освоить новые компьютерные технологии. :))))"

Ирхина Анна: "Я решила принять участие в этом проекте, потому  что мне  было очень интересно: «А какие задания будут?», «А  смогу ли я их решить?». Для ответов на эти вопросы я и стала участником команды "КОАПП". Я ждала, что будут очень интересные задания, которые можно будет решить не только самой, но и командой.  Задания такими и оказались! Если вдруг я узнаю, что моя команда  победитель… Я буду очень рада. Приятно будет  узнать, что наши ответы были кому-то интересны и нужны!"

Вахрамова Ирина: "Сетевой проект для меня оказался состязанием! В нем пришлось соревноваться учащимся  из разных школ Арзамасского района. Было интересно узнавать лидеров, стремиться к лучшему результату и держать марку, ведь не зря мы вызвались защищать честь школы! Если мне в следующем году предложат еще раз поучаствовать в таком проекте, то я соглашусь с радостью, потому что это очень интересно , познавательно и увлекательно!"

Дормидонтова Елена: "Больше всего мне в сетевом проекте понравились этапы "Виртуальный маршрут с Красной книгой" и "Я-исследователь!". Я увлекаюсь экологией и смогла познакомиться с большим биоразнообразием заповедников. Исследования я проводить очень люблю - это как раз мое! С удовольствием поучаствую еще раз в таких проектах." 

Петрова Дарина: "В начале старта проекта я была в лагере, но знала, что проект должен скоро начаться! Переживала успею ли я поучаствовать. И когда я вернулась, была ОЧЕНЬ рада, что я тоже в проекте, так как экологией я просто БОЛЕЮ! За что большое спасибо моим учителям, что не забыли про меня! Если мы не будем беречь, любить нашу природу, ее просто не останется на нашей планете. Люди сгубили большое количество памятников природы, живых организмов, которые создали не мы...., а природа. Если бы люди не истребляли животных, на нашей планете никогда не существовало бы черных страниц в Красной книге, которых с каждым днем становятся все больше, каждый день люди убивают природу и делают ей хуже. Нужно помочь природе и доказать, что люди совершают большую ошибку убивая ценности природы... Поэтому подобные проекты, я считаю, нужно чаще проводить в школах."

Бобыкин Иван: "В сетевом интернет проекте я принимаю участие впервые. Именно  это вызвало у меня первоначальный интерес к проекту. Работа в команде научила меня и других ребят  слушать друг друга,  принимать точку зрения отличную от своей, советоваться, развивать идею, поданную участниками команды, нести ответственность  за порученную работу. Мне все понравилось."

Самарцев Евгений:  "Я смог в ходе проекта приобрести новые навыки работы на компьютере. Были интересные творческие конкурсы. Коллажи, например, облако. Научился сам и научил своих друзей. Теперь пользуемся. Спасибо!" 

Тютенко Даниил: "Я решил принять участие в этом проекте, поскольку я – творческая личность. Задания мне показались довольно интересными. Всех больше мне понравились этапы "Эко-эрудит" и "Визитка" и творческие задания.  Интересно было узнать о том, кто что сделал в нашем районе на благо природы, какие акции проводили и т.д. Проект заставил меня задуматься над тем, что каждый человек может сделать что-то особенное. Спасибо организаторам за задания."

Ну и заключительное слово  нашим руководителям:

"Уважаемые руководители, участники и координаторы команд экологического интернет-проекта «ЮНЕКО», вы все БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ!!! Молодцы, что не побоялись, молодцы, что не отказались, молодцы, что смогли , абсолютно все, показать и доказать вашу любовь к природе и нашей общей планете "ЗЕМЛЯ"!

 В нашей школе накоплен большой опыт работы по исследовательской деятельности, а вот в сетевом интернет проекте мы принимаем участие впервые.  Хочется отметить, что организаторами конкурса был продуман каждый этап проекта и разработан алгоритм его выполнения , это позволило детям выполнять без напряжения задания и приобрести навыки работы на компьютере (умение зарегистрироваться, создать презентацию, выложить информацию и др.). Ежедневно на протяжении работы проекта наша команда с интересом просматривала задания, страницы других образовательных учреждений и соотносила результаты своей работы с работой других участников проекта.  После просмотра проходила оживленная беседа об увиденном. Работа в проекте позволила нам приобрести новые теоретические знания (о Красной книге и о ее страницах, о заповедниках и об их биоразнообразии ,о экологических проблемах населенных пунктов Арзамасского района и др.), получить огромный опыт (работы на компьютере, оформления исследовательской работы, общения с членами своей команды и с учащимися других образовательных учреждений и др.), а так же получить информацию о экологических акциях, проходивших в Арзамасском районе и сделать вывод о том, какие из них могут быть применимы для нашего населенного пункта с целью улучшения его экологической обстановки.

Мы попросили КАЖДОГО участника команды, выразить свои эмоции и поделиться впечатлениями о проекте, чтобы увидеть, что ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ проекта: активизация познавательной деятельности, развитие навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения биологии, химии, географии,  овладение  навыками  ИКТ у учащихся нашей школы ДОСТИГНУТЫ! И это, действительно, так! Проект удался!

Выражаем огромную благодарность организаторам проекта. Команда нашей школы надеется на то, что мы станем участниками новых районных интернет проектов.

Наши пожелания организаторам для будущих проектов :

-исследовательская работа для всех участников может проходить по одной заданной теме;

-по итогам каждого этапа каждая команда хотела бы видеть не только сумму баллов , заработанных ею, но и увидеть, где были допущены ошибки. Это даст возможность поработать над недочетами и узнать правильные ответы на наиболее сложные вопросы.."

Мы, команда "КОАПП" МБОУ «Березовская СШ» поздравляем и участников, и организаторов с НОВЫМ ГОДОМ и успешным завершением проекта, желаем творческих успехов и говорим: «До новых встреч в новом проекте!»